От «А» и «В» до «С» и «Е», или где можно получить профессию водителя

День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта давно из узкопрофессионального праздника превратился во всенародный. Одно из народных названий – День автомобилиста. И ему в этом году исполняется сорок лет. Правда, День работников автотранспорта был учреждён ещё в 1976 году, но именно в 1980 году был переименован в День автомобилиста. Позже автотранспортников объединили с дорожниками, а десять лет назад снова разделили.

Конечно, главными героями Дня автомобилиста являются профессиональные водители, то есть люди, управляющие грузовиками, автобусами, такси и т.д. Вместе с ними принято поздравлять и тех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств и их производством: шиномонтажников, автослесарей, механиков, сотрудников транспортных предприятий. Однако же практически с самого начала праздник стали считать своим не только профессиональные водители, но и любители – словом, все, у кого есть права на вождение автотранспортного средства.

Между тем профессия водителя остаётся одной из самых востребованных на рынке труда. В Прилузье её можно получить в одном профессиональном образовательном учреждении – в ПОУ «Прилузский СТК РО ДОСААФ России РК». Если проще – в автошколе ДОСААФ.

В прошлом году обучение здесь прошли 230 человек при плановом показателе в 169 обучающихся. В 2020 году плановая отметка – 174 человека – уже достигнута, и надо думать, что до конца года количественный показатель за вторую сотню перевалит.

Основная масса – по данным 2019 года: 144 человека – обучается по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В». Иными словами – это автолюбители. Но уже среди них есть не только владельцы личного автотранспорта, но и те, кто решил связать свою жизнь с профессией водителя.

Вместе с тем автошкола реализует также программы профессиональной подготовки водителей категории «С» (грузовые автомобили). Есть и программы переподготовки. В прошлом году, например, 15 водителей, имевших категорию «В», «приобрели» ещё и категорию «С». Кроме того, используются программы подготовки и переподготовки трактористов: категории «С» (лёгкие трактора, например, «Беларусь»), «Д» – тяжёлые (К-700, Т-150), «Е» – тяжёлые гусеничные. По данным программам в прошлом году обучились – соответственно – 7, 46 и 7 человек.

Иными словами, автошкола готовит специалистов рабочих профессий. Кто-то приходит за этим – чтобы стать водителем грузовика или трактористом – только по своему желанию, другие – по направлению предприятия.

– В числе наших партнёров числилось и ООО «Лузалес», – говорит начальник образовательного учреждения О.П.Попова. – Лесозаготовительной компании нужны операторы форвардера и харвестера, а такие специальности невозможно получить, если нет прав тракториста.

По словам Ольги Петровны, те, кто  обучается в автошколе ДОСААФ, показывает хороший уровень знаний и практических навыков в ходе экзаменов. И это по всем двенадцати учебным программам. Да и в ГИБДД отмечают, что среди нарушителей правил дорожного движения ученики-«досаафовцы» встречаются редко.

Для проведения занятий арендуется автокласс в Объячевской средней школе. Но в последнее время – в том числе и в связи с общеизвестной коронавирусной ситуацией – практикуется дистанционное обучение. Для этого используется специальная – апробированная и официально утверждённая – компьютерная программа. Там и лекции, и видеоролики в качестве наглядного материала, и задания для контрольных работ, и иной тестовый материал. Словом, весь теоретический курс по автомобилю или трактору и правилам дорожного движения можно пройти в уютной домашней обстановке. Прошёл тему: почитал-посмотрел, выполнил какие-то контрольные задания – идёшь дальше. И каждый обучающийся ведёт своего рода электронный дневник, который регулярно просматривается в автошколе.

– Бывает, что кто-то долго «сидит» на определённой теме или у кого-то туго пошла контрольная, – всё видно на моём рабочем компьютере. Вот, посмотрите, – указывает на монитор Ольга Петровна. – Тут всё видно. Потом связываемся с человеком, чтобы узнать, почему да отчего так произошло. И дальше учимся…

Кроме теории есть, конечно, и практика. Это – вождение. В распоряжении автошколы два автодрома. Один располагается возле бывшего поста ГАИ на въезде в Объячево со стороны Кирова. Здесь «упражняются» на легковых автомобилях. Второй – в Ожындоре. Он появился в этом году. В основном своими силами автошкола расчистила территорию, сделала дорожную разметку. Данный автодром используется для обучения вождению на грузовых автомобилях. Учебные автомобили тоже арендуются. В этом плане сотрудничают с индивидуальным предпринимателем В.М.Перминовым.

В 2020 году в автошколе, в том числе и благодаря появлению второго автодрома, произошли два приятных события. Открылась возможность обучению на категорию «СЕ» – вождение грузовым автомобилем с прицепом. Это – раз. Второе – вот-вот поступит в распоряжение автошколы свой грузовой автомобиль. До сего дня таковой приезжал лишь на занятия по вождению. Теперь же будет свой, и – значит – учебный процесс будет выстраиваться удобнее для обучающихся.

– Категории «С» и «СЕ» – востребованные, многие спрашивают, – подтверждает слова руководителя автошколы инструктор Р.М.Беляев (на снимке). – Надеюсь, теперь – с новыми возможностями – больше желающих будет.

Встретились мы с ним как раз на ожындорском автодроме. Роман Михайлович инструктором третий год. По начальному профессиональному образованию он – водитель. До прихода в автошколу работал на грузовом автомобиле в Сыктывкаре. По высшему – преподаватель технологии. Педагогическое образование пригодилось в автошколе.

Говоря о занятиях по вождению, признаётся, что легче проводить их, когда за рулём женщина. Мужчины, по словам инструктора, часто слишком самоуверенны: дескать, и так всё умеем да знаем. А женщины, как правило, действительно учатся: внимательно слушают инструктора, выполняют его указания.

Из нынешних инструкторов самым опытным – по стажу работы – является А.М.Лихачёв. Наряду с ним и Романом Беляевым занятия по вождению ведут и П.М.Лихачёв, А.А.Коканин, М.В.Котопуло.

Константин СЕРДИТОВ.

Фото автора.

Обсуждение закрыто.